Методическая копилка

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 14"

(ГБОУ АО СКОШ № 14)

 

Методическая копилка

 

Методические рекомендации «Работа с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности при изучении учебных предметов» размещены на сайте «Единое содержание общего образования» в разделе «Профилактика и коррекция трудностей в обучении».

Специалисты Института на регулярной основе проводят методические семинары по вопросам профилактики и коррекции трудностей в обучении школьников. Записи семинаров размещаются на портале.

 

Рекомендации по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними для педагогических работников.

 

Памятка "Конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины" 

1. Научитесь акцентировать внимание на поведении ученика, а не на его личности. Когда вы обсуждаете с учениками их поведение, придерживайтесь объективного стиля. Говорите "здесь и сейчас" лишь о том, что произошло в данный момент. Обращение к прошлому или будущему ученика наводит на мысль, что конкретный поступок – нечто неизбежное и неисправимое.

Необходимо быть твердым, но доброжелательным.

Контекст: "То, что ты делаешь, должно быть сейчас прекращено, но я нормально отношусь к тебе как к человеку". Ваша вера в детей – самый мощный импульс измениться, ибо она повышает самоуважение.

2. Контролируйте свои негативные эмоции. Когда нас душит гнев и возмущение, мы уже не можем ни мыслить здраво, ни действовать логично. Хуже того, мы демонстрируем отрицательные эмоции ученику и этим подтверждаем его решение вести себя плохо – назло! Наш гнев – то, чего добивается ученик!

Когда же учитель управляет своими эмоциями, он лишает учеников игры "поймай крючок" и готовит почву для дальнейшего успешного взаимодействия.

3. Не усиливайте напряженность ситуации. Недопустимо:

           излишнее повышение голоса;

           использование фраз "Учитель здесь я, а не ты…";

           сарказм;

           переход на личности;

           втягивание в конфликт других людей;

           чтение на уроке морали;

           критика внешнего вида;

           передразнивание учеников и т. д.

Некоторые из этих форм поведения могут остановить проступок – на короткое время. Но уважение и конструктивное общение не появятся.

4. Обсуждайте проступок ученика не сразу, а в тот момент, когда учитель уже может быть объективным, т. е. может описать действия ученика, а не его самого. Оставьте ученика после урока и поговорите о нарушении правил поведения.

5. Позволяйте ученику "сохранять лицо". Ученики часто играют в игру, которую можно назвать "по-своему". Они как бы делают то, о чем их просит учитель, но "по-своему": с оговорками, с ворчанием, медленно, с гримасами. Если педагог не зацикливается на этом, ученик подчиняется правилам – и выигрывают оба, не тратя силы на конфронтацию.

6. Не показывайте ученикам агрессивную модель поведения (угрозы, крик, обвинения), они воспримут это как "разрешение" тоже вести себя агрессивно.

  

Памятка "Меры педагогического воздействия при мстительном и властном поведении ребенка"

Если ребенок использует мстительное и властное поведение, можно практиковать следующие приемы:

1. Ищите изящный уход. Это дипломатический ход, позволяющий всем участникам конфликта "сохранить лицо" и избежать скандала.

2. Признайте силу ученика. Помните: "каждому действию есть равное по величине и противоположно направленное противодействие". Иными словами, чем больше давление – тем больше сопротивление учеников. "Я поняла, что ты не будешь выполнять задание". В такой фразе нет ни команд, ни наставлений. Ученику нечего возразить, урок можно продолжать, и, вероятнее всего, ребенок присоединится ко всем ученикам.

3. Уберите зрителей. Когда есть зрители, конфронтация усиливается. Попробуйте отложить конфликтное обсуждение, например, до перемены. Зрители разойдутся, и ученик останется без публики. Он уже другой – и теряет интерес к конфронтации.

4. Перенесите обсуждение вопроса на потом. "У меня нет желания обсуждать эту тему прямо сейчас", "Возможно, ты прав. Давай поговорим об этом потом".

5. Назначайте специальное время для обсуждения вопроса. "Я согласна с тобой это обсудить. Тебе подходит время после 6 урока?" И спокойно продолжайте урок.

6. Озадачивайте учеников. "Может, ты и права… Но сейчас мы продолжим урок", "Я обязательно подумаю об этом, а сейчас вернемся к теме…"

Словесные выходки детей больно задевают, и если вы не знаете, как их отразить, меняйте тему, снимайте напряжение, разряжайте обстановку и озадачивайте учеников.

7. Используйте технику временной изоляции ученика. Сразу отметим, что нельзя удалять детей в коридор или в "никуда". Удалять можно:

          в пределах классной комнаты (отдельная парта, стул);

          другой класс (по договоренности);

          специальное помещение (социального педагога, психолога);

          кабинет администрации.

Это крайние случаи. Предлагайте выбор: "Иван, что тебе больше нравится – сидеть и работать с нами или пойти в кабинет к завучу? По твоему виду я догадываюсь, что ты выбрал кабинет завуча". Ученик поставлен перед дилеммой. Выбрал плохое поведение – уходи.

8. Установление санкций. Нарушения поведения имеют последствия. Мы можем установить определенные санкции для каждого конкретного нарушения поведения. "Когда ты делаешь это… то потом… (конкретное последствие)".

Очень важно, чтобы санкции за проступок, совершенный в школе, были применены в школе же, а не дома. Санкции должны быть соразмерны проступку и связаны логически с нарушением (сломал – почини, намусорил – убери, испачкал – вымой, оскорбил – извинись). Мы применяем санкции не для того, чтобы потешить обиженного учителя или отомстить, а чтобы научить учеников выбирать в будущем правильное поведение. Соразмерность санкций будет незабываемым уроком, но не унизит гордости и чести ученика.

Санкции и наказания похожи, но наказание часто несправедливо, потому что несоразмерно проступку. Поэтому наказания не созидательны, они провоцируют ненависть, делают идею сотрудничества и партнерства невозможной.

Какие могут быть санкции:

          лишение ученика определенного свободного времени (на перемене, после урока);

          лишение права пользоваться учебником, спортивным снаряжением, техникой и пр.;

          лишение права доступа в определенные помещения школы;

          возмещение убытков;

          встреча с администрацией;

          встреча с родителями.

 

Памятка для педагогов

"Условия успешности коррекционно-развивающей работы"

1. Подход к учащемуся с оптимистической гипотезой (безграничная вера в ребенка).

Каждый ребенок может научиться всему. Конечно, для этого необходимо разное количество времени и усилий и со стороны ученика, и со стороны учителя, но педагог не может сомневаться в возможности достижения результата каждым учеником.

2. Путь к достижению положительного результата может быть только "от успеха к успеху".

Для ребенка очень важно постоянно чувствовать свою успешность. Это возможно только в том случае, если уровень сложности предлагаемых учителем заданий соответствует уровню возможностей ребенка. Важно дать возможность каждому ученику быть успешным в процессе обучения. Нужно помнить: оценивая работу ребенка, прежде всего необходимо обращать его внимание на то, что уже получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.

3. Создание доброжелательной атмосферы на занятиях.

Психологами доказано, что развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Ребенок намного быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать такую же уверенность в обращенных к нему словах учителя, в его действиях.

Педагогу не стоит скупиться на похвалы, нужно отмечать самый незначительный успех, обращать внимание на любой правильный ответ. При этом педагогу не следует забывать, что его оценочные суждения должны касаться только результатов работы ребенка, а не его личности (особенно это относится к отрицательной оценке). Детям младшего школьного возраста свойственно воспринимать оценку своей работы как оценку личности в целом, именно поэтому так важно постоянно подчеркивать, что оценивается только работа. Этого разграничения легко добиться, прибегая к качественным, содержательным оценочным суждениям, подробно рассказывая ребенку, что уже получилось очень хорошо, что неплохо, а над чем нужно еще поработать.

4. Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями.

Ученик не будет работать лучше и быстрее, если он постоянно слышит слова "быстрее, поторопись, ты опять последний", этими словами достигается, как правило, обратный эффект – либо ребенок начинает работать еще медленнее, либо он работает быстрее, но при этом начинает страдать качество (у ребенка появляется принцип: пусть неправильно, зато быстро, как все). Более целесообразной является позиция "лучше меньше, да лучше", для ее осуществления учитель на начальных этапах подстраивается к темпу ребенка, максимально индивидуализируя процесс обучения, предлагая меньшие по объему задания. В то же время шаг за шагом, не в ущерб качеству учитель старается приближать темп каждого ученика к общему темпу работы класса.

5. Отказ от принципа "перехода количества дополнительных занятий в качество обучения".

Суть "качественного" подхода заключается в том, что учитель знает, в чем трудности и как они могут быть устранены самым эффективным способом. Продуктивен именно такой путь – от знания причины ошибки к ее устранению.

6. Постоянное отслеживание продвижения каждого ученика.

Важно знать ту "точку", в которой ученик находится в данный момент, а также перспективы его развития. Для выполнения этого условия важно точно знать последовательность этапов формирования каждого конкретного навыка, универсального учебного действия. Другими словами, учитель постоянно должен знать: что ребенок уже может сделать самостоятельно, что он может сделать с помощью учителя, в чем эта помощь должна выражаться.

7. В обучении необходимо опираться на сильные стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.

8. Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать общему развитию учащихся.

Задания должны быть разнообразными, занимательными, интересно оформленными. Основными методами обучения на занятиях должны быть дидактическая игра и самостоятельная предметно-практическая работа, т. к. именно в этих видах деятельности ребенка происходит развитие наглядно-образного мышления, произвольности и т. п. Одним из оптимальных средств для проведения коррекционно-развивающей работы являются тетради на печатной основе, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать – штриховать, закрашивать, соединять линией, подчеркивать, дорисовывать и т. п.

9. Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться систематически и регулярно.

То, чего так медленно и постепенно удается достигнуть, легко и быстро разрушается, если действия не отработаны до конца, не проконтролирован перенос действия с одного материала на другой.

 

Дата последнего обновления страницы 14.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения